Жизнь Константина Сомова
Вы также можете просмотреть интерактивную карту жизни художника.
18.11.1869 Рождение
Родился 18 (30) ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, знатока живописи и гравюры, хранителя Эрмитажа и редактора "Вестника изящных искусств" А.И. Сомова.
1878 Первая заграничная поездка
Первая поездка за границу в Париж, вместе с родителями.
1879 Поступление в гимназию
Поступил в гимназию К.И. Мая, где познакомился и подружился с Ал. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым. Увлекается театром, музыкой и пением.
1881 Поездка в Австрию
Едет с семьей в Австрию, посещает в Вену и Грац.
1888 Окончание гимназии
Заканчивает общее образование в частной гимназии К.И. Мая, готовится к поступлению в Академию художеств.
1888 Поступление в Академию
В сентябре 1888 г. Поступает в Императорскую Академию художеств.
1890 Путешествие по Европе
Отправляется с матерью в поездку по Европе, посещает Варшаву, Германию, Швейцарию и Италию.
1892 окончание научного курса в Академии
Закончил изучение научного курса в Академии художеств.
1894 Путешествие по Европе
Путешествует с отцом по Европе, побывал в Германии и Италии. Впервые выступает на выставке Общества русских акварелистов.
1894 Начало занятий в мастерской Репина
В октябре 1894 начинает занятия в мастерской
И.Е. Репина.
1895 Участвие в выставках
Участвует в петербургских выставках — Ученической в Академии художеств и "Blanc et noir". Пишет портреты: матери художника,
А.Н. Бенуа и др., а также пейзажи.
1896 Работа над картинами
Пишет портреты А.К. Бенуа и Н.Ф. Обер, картину "Две дамы на террасе", пейзажи и др.
1897 Окончание занятий в мастерской Репина
В марте 1897 г. оканчивает занятия в мастерской И.Е. Репина и добровольно покидает Академию художеств.
1897 Поездка в Париж
В сентябре 1897 г. едет в Париж, где останется до лета 1898 г. Пишет портреты А.И. Сомова и А.А. Михайловой, картины "Беседка", "В августе", "Конфиденции", "Радуга" и др.
1898 Вторая поездка в Париж
В октябре 1898 г. участвует в выставке русских и финляндских художников. Второй раз едет Париж, где посещает мастерскую Коларосси в которой будет заниматься два года. Пишет автопортрет, картины "Поэты", "В детской" и др.
1899 Участвие в первой выставке "Мира искусства"
В мае 1899 г. участвует в первой выставке "Мира искусства". Из Парижа едет в Англию, а потом возвращается в Петербург. Пишет картины "Купальщицы", "В боскете", а также иллюстрации к поэме А.С. Пушкина "Граф Нулин" и др.
1900 Участвие во второй выставке "Мира искусства"
Участвует во второй выставке "Мира искусства". Пишет картины "Дама в голубом" (1897— 900) и "Остров любви". Летом отдыхает в финском городе Силламяги под Нарвой, где пишет картины "Вечерние тени", "Роща на берегу моря" и др.
1901 Участвие в выставках
Участвует в выставках — третьей "Мира искусства", на Венском Сецессионе и в Дармштадте. Пишет портрет А.П. Остроумовой, иллюстрации к повестям Н.В. Гоголя и др.
1902 Участвие в выставках
Участие в выставках — "36-ти" художников в Москве, четвертой "Мира искусства", в Kunstsalon'e Кассирера в Гамбурге, на Сецессионе в Берлине. Пишет картины "Вечер" и "Волшебство".
1903 Первая персональная выставка
Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) в Петербурге в "Современном искусстве" и у Кассирера в Берлине и Гамбурге (95 произведений). Участие в выставках — пятой "Мира искусства" и первой "Союза русских художников". Пишет картины "Эхо прошедшего времени", "Спящая женщина в синем платье", "Дама в розовом" и др.
1904 Участие в выставках
Участие в выставках — "Союза русских художников", в Вене и Дрездене. Занимается книжной графикой, пишет картины "Лето", "Фейерверк" и др.
1905 Начало работы в журнале "Золотое руно"
В мае посещает в Париж и Примель в Бретани. Занимается скульптурой ("Влюбленные"). Знакомится с М. Кузминым, Вяч. Ивановым. Участвует в выставках — "Союза русских художников", в Вене и акварелистов в Берлине. Начинает сотрудничества с журналом "Золотое руно".
1906 Участие в выставках
Участвует в выставках — "Мира искусства", "Союза русских художников", Сецессионе в Берлине, в Выставке русского искусства в Осеннем салоне в Париже (устроенной С. П. Дягилевым). Создает эскиз фарфоровой статуэтки "Дама, снимающая маску", портрет В.Л. Иванова, занимается книжной графикой.
1907 Участие в выставках
Участвует в выставках — "Союза русских художников", "Нового общества художников", "Интернациональной" в Венеции. Создает графические портреты А.А. Блока и Е.Е. Лансере, картину "Арлекин и смерть", а также иллюстрации для немецкого издания "Das Lesebuch der Marquise". Berlin, 1907.
1908 Участие в выставках
Участвует в выставках — "Союза русских художников" и Галерее Жоржа Пти в Париже.
1909 Участие в выставках
Участвует в выставках — "Союза русских художников", "Die Dame in Kunst und Mode" в Берлине, на "Интернациональной" в Риме. Создает костюм Коломбины для А. Павловой, пишет портрет поэта М.А. Кузмина, картину "Спящая молодая женщина" и др.
1910 Уход из Союза художников
Участвует в выставке женских портретов в редакции журнала "Аполлон" и выставке "Союза русских художников". Вместе с А. Бенуа, М. Добужинским и другими выходит из "Союза хужожников". Участвует в первой выставке вновь организованного "Мира искусства". Пишет портреты Г.Л. Гиршман, Е.П. Носовой, Ф. Сологуба, М. Добужинского и картину "Пьеро и дама".
1911 Поездка в Больё
В декабре 1911 г. едет на а юг Франции, в Больё. Там он пробудет до апреля 1912 г. Пишет два варианта картины "Арлекин и дама".
1913 Становится дайствительным членом А.Х.
Получает статус действительного члена Академии художеств. Создает эскиз занавеса для "Свободного театра" в Москве, пишет портрет М.Д. Карповой, и др.
1914 Получение звания академика
В январе 1914 г. получает звание академика Академии художеств. Вновь посещает Больё, затем возвращается в Петербург через Венецию и Вену. Пишет портреты: Д.Г. Карышевой, Е.П. Олив, В.Ф. Нувеля, картины "В лесу" и "Итальянская комедия".
1915 начало преподавания в школе Е.Н. Званцевой
Участвует в выставках: Картин русских художников, устроенной в пользу пострадавших от войны бельгийцев (26 номеров) и "Мира искусства". Начинает преподавать штудию натуры в частной художественной школе-студии Е.Н. Званцевой. Пишет портреты Г.Л. Гиршман, Н.Г. Высоцкой, М.Г. Лукьянова, Е.С. Михайлова, картины "Зима. Каток", "Язычок Коломбины" и др. Работает над иллюстрациями и подбором текстов для книги "Le Livre de la Marquise" для издательства Голике и Вильборг в Петербурге.
1918 Получает звание профессора
Становится профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских.
1919 Персональная выставка
Проводит персональную выставку в Государственной Третьяковской галерее, посвященную своему пятидесятилетнему юбилею. Пишет картины "Лето" и др.
1922 Участие в выставке Дома искусств
Участвует в выставке, организованной Домом искусств.
1923 Отправление в Америку
В декабре 1923 г. через Ригу, Берлин и Лондон выезжает в Америку с Выставкой русского искусства в качестве представителя от петроградской группы художников. Совместно с И. Грабарем составляет каталог выставки.
1924 Выставка в Америке
В январе 1924 г. прибыл в Нью-Йорк. Занимается организацией выставки, которая открылась 8 марта. На ней Сомов представлен 38 произведениями. Знакомится и сближается с семьей Рахманиновых. Пишет портрет Е.К. Сомовой.
1924 Персональная выставка
В июне 1924 г. совершает поездку в Париж. В июле проводит небольшую персональную выставку в магазине В. Гиршмана и Н. Асса. Затем, в сентябре возвращается в Нью-Йорк.
1925 Переезд во францию
В январе пишет портреты Т.С. Рахманиновой и К.М. Животовской, а также рисунок для портрета С.В. Рахманинова. В мае переезжает во Францию. Живет вместе с М. Лукьяновым на ферме в Нормандии - в Гранвилье. Совершает поездки в Париж и Корбевиль к Рахманиновым. Пишет портреты своего племянника - В.А. Сомова, а также этюд маслом и большой портрет С.В. Рахманинова для фирмы "Стейнвей".
1926 Занятия творчеством
Пишет портреты Б.Е. Поповой, Е.С. Питтс, миссис Морган и др. Создает иллюстрации к повести А.-Ф. Прево "Манон Леско" для парижского издательства "Трианон".
1927 Создание миниатюр
Создает более 50 акварельных миниатюр среди которых пейзажи и жанровые сцены.
1928 Поселяется в Париже
В январе приобретает квартиру в Париже на бульваре Эксельманс. В мае приезжает на открытие выставки русского искусства в Брюссель, в которой принимает участие. там Сомов пробыл до июня. В декабре проводит персональную выставку в магазине Лесника в Париже, на которой выставляет 63 произведения. Пишет портреты М.Г. Лукьянова, А.А. Попова, Г.Л. Гиршман, три автопортрета и др.
1929 Участие на выставке в Копенгагене
Участвует в выставке в городе Копенгаген. Пишет портрет К.П. Верховской, натюрморт, картину "Фейерверк", "Жадная обезьянка" и др.
1930 Проведение выставок
С февраля по март участвует в выставках в Берлине и Белграде. В июне проводит персональную выставку в галерее Голицына в Лондоне, где представляет 80 произведений. Создает иллюстрации к роману Лонга "Дафнис и Хлоя" для издательства "Трианон". Работает над портретами членов семьи Нольде, пишет "Морской пляж с фигурами" и др.
1931 Занятия творчеством
Пишет портрет М.И. Ростовцева, а также портрет Т.М. Брайкевич и этюд к нему. Создает картину "Митиленские пастухи", натюрморт с комодом, цветами, зеркалом, и др.
1932 Смерть М.Г. Лукьянова
14 апреля 1932 г. от туберкулеза умирает Мефодий Георгиевич Лукьянов, работавший у Сомова моделью и проживший с ним 22 года и ставший за это время другом семьи художника. В июне Сомов выставляет 10 произведений на выставке русских художников в галерее "Ренессанс". В августе с молодыми художниками В. Будановой, Л. Успенским и Кругом совершает поездку в Гранвилье, где пишет портрет В. Будановой и картину "Окно — дверь...". В сентябре врнулся в Париж, где написал картину "Грибоборки" и портрет Б.М. Снежковского.
1933 Поездка в Гранвилье
В августе уезжает в Гранвилье, где пробудет до сентября. Работает с натуры совместно с молодыми художниками и руководит ими. Там он пишет двойной портрет В.И. Будановой-Успенской, натюрморт с фарфором и отражающимися в зеркале фигурами, картину "Балет" и др. В том же году Сомовым были написаны: портрет Е.С. Мацневой и два портрета Б.М. Снежковского - с боксерскими перчатками и "ню".
1934 Поездка в Гранвилье
С конца июля до августа Сомов уезжает в Гранвилье с Успенскими и Кругом. Там он пишет следующие картины: "Окно — пейзаж — натюрморт", "Натюрморт с автопортретом", "Натюрморт с красными лилиями и перламутровой коробкой", а также портрет Сесиль Воланж — героини романа "Опасные связи" и несколько этюдов для нее с А. Левченко. В том же году написан портрет М.В. Брайкевича и картины "Старческая любовь", "Интерьер со столиком", "Купальщики в белую ночь" и др.
1937 Поездка в Гранвилье
Пишет портрет миссис Филипс и этюд "ню" со Снежковским, находящийся в государственном Русском музее. Совершает поездку в Гранвилье с Успенскими и Кругом, где пишет картины "Лихорадка", "Мандолинист и его слушатели" и др.
1938
С июля по август - поездка в Гранвилье с родителями Б. Снежковского. Там пишет картину "Окно-дверь и пейзаж". В том же году написаны картины "Балет", "Привидения" и др.
1939 Последние картины
Пишет картины "Летний вечер в деревне" (с четырьмя фигурами), "Натюрморт с синей тетрадью", "Усталый путник" и др. Продолжает начатую в 1937 г. работу над портретом Р. Зубовой, который так и остался неокониченым.
1939 Смерть
6 мая 1939 года скоропостижно скончался в Париже.
Арлекин и дама (Фейерверк). Фрагмент (1912 г.) | Москва | Портрет В.А. Сомова (1925 г.) |